История и структура тунбэй
Тунбэй - одно из направлений в традиционном УШУ. Тунбэй включает в себя четыре стиля: пигуа цюань, бацзи цюань, фаньцзы цюань, чоцзяо, которые различаются по способам использования силы, скорости, выполнения техник, динамики передвижений и дистанции боя. Изучение каждого из этих стилей в итоге даёт уникальные возможности в плане ведения реальных боевых действий. Показательно, что один из известных мастеров этого направления Ма Сяньда, в 1953 году стал абсолютным призером в соревнованиях по контактному бою с длинным и коротким видами оружия и рукопашному бою.
Пигуа цюань
Одно из названий стиля – тунбэй пигуацюань. Пигуа считается достаточно древним стилем, название уже упоминал знаменитый полководец Ци Цзигуан в своем трактате "Новая книга о заслугах [в воинском деле]". Современный стиль ведет свое происхождение из провинции Хэбэй и практиковался в уездах Яньшань и Наньпи, а затем в 60 – 70е годы XIX века стал распространяться в Пекине и Тяньцзине. В стиле прослеживаются две ветви. Одна берет начало в уезде Наньпи, округа Цанжоу от мастера Го Дафа. В настоящее время техника этой ветви широко распространена по всему Китаю. Другая происходит из уезда Яньшань того же округа, от мастера Цзо Баомэя. В настоящее время эта техника практикуется семьей Ма. Внешне техника и внутренние принципы обоих ветвей весьма схожи. Стиль отличается большим количеством рубящих ударов и ударов с вращениями рук, сила при этом перемещается из поясницы в спину и далее в руки. В пигуа насчитывается четыре комплекса без оружия: пигуа, цин лун, фэй ху, тай шу и комплексы с разнообразными видами оружия.
Основа техники пигуа «тунбэй да цзя цзы» имеет десять линий и 116 образов действий, и 12 больших линий (ши эр да тан цзы). Как фундамент имеет лу пигуа таолу, эр лу цин лун таолу, сань лу фэй ху таолу, эти четыре комплекса уходят корнями в самый основополагающий в боевом искусстве тунбэй комплекс да цзя цзы (большой каркас). 12 больших линий являются 12 главными методами приемов тунбэй цюань с особенностями представляющими путь силы цзинь тунбэй цюань. Существуют специальные требования к тренировке этих методов. Только пройдя через специальную тренировку, ученик может быть осведомлен о практических законах этих приемов, и что более важно в этом, овладеть законами силы цзиньли тунбэй.
Фаньцзы цюань
Другое название – башань фань. Этот стиль впервые упоминается Ци Цзигуаном в трактате "Новая книга о заслугах [в воинском деле]". В терминологии и технике современного фаньцзы мы встречаем немало приемов, которые использовал Ци Цзигуан в своей системе тридцати двух приемов. Фаньцзы цюань вместе с чоцзяо использовались тайпинами для подготовки восставших. Смешанное боевое искусство фаньцзы и чоцзяо до настоящего времени распространено в Хэбэе. Фаньцзы отличается резкими короткими атаками, низкими стойками, постоянной работой корпусом, быстрыми ударами руками на разных уровнях, что приводит к тому, что "удары сыпятся, как мелкий дождик в осеннее ненастье". С ростом числа школ фаньцзы наметились и основные различия между направлениями этого стиля в разных провинциях. Например, на северо-западе Китая под воздействием тунбэй цюань в движениях задействованы виды сил характерные для пигуа цюань, на северо-востоке же больший упор делается на жёсткую, упругую силу. Стиль содержит разнообразные комплексы без оружия (базовым из них является чжан чжуан фань), а также комплексы с мечом дао.
Фаньцзы цюань является превосходной разновидностью школ ушу, имеющих специфическую манеру силы цзинь ли и форм ударных приемов. Рукопашный бой фаньцзы цюань сконцентрировал много изменений, технические методы быстры и непрерывны, действия стремительные и следуют силе цзинь. Самым основным комплексом является чжань чжуан фань. Кроме того есть еще цуй ба фань, цин шоу фань, лу шоу фань, цзянь цзун фань, и цзы фань, ба фань шоу, лю шоу фань и другие. Фаньцзы цюань всегда являлся отдельной линией. Его техника рук плотная, а методы шагов и тела стремительны. Техника выполнения требует высокой скорости и полной результативной силы. Внутреннее фаньцзы цюань в пути силы цзинь имеет большое развитие, где повышается скорость и уровень мощи. В технике фаньцзы цюань формируют отдельные 24 метода форм, отдельные методы ручных приемов, тренировочные методы боя дуй да лянь фа.
Бацзи цюань
Стиль иногда именовали каймэнь ба цзи. По одной из легенд, бацзи цюань был создан даосом по фамилии Лай из провинции Хэбэй, по другой – буддийским монахом Чжан Юэшанем из монастыря в провинции Хэнань. Вторая версия позже дала стилю его полное название "Кулак восьми пределов Юэшаня" (Юэшань бацзицюань). Реальный создатель бацзи цюань – мусульманин У Чжун, родился в 60-е годы XVII века в уезде Цансянь провинции Хэбэй [Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайского ушу). Пекин. 1985 год]. По одной из легенд, он обучился этой технике у все того же странствующего даосского монаха по имени Лай. По другой легенде, У Чжун обучался у Чжан Юэшаня, настоятеля буддийского храма Юэшаньсы в провинции Хэнань. Для стиля характерны короткие четкие передвижения, а также резкий и очень мощный "выброс силы". Бацзи позволяет вести поединок на короткой дистанции, не требует высоких ударов ногами и не содержит сложных демонстративных элементов. Используются, в основном, удары кулаками и ладонями, активно применяются толчки и подсечки, а также блоки с последующей резкой атакой локтем. Стиль содержит разнообразные комплексы без оружия, из них базовыми являются бацзи сяоцзя, бацзи, бацзи синцзя, и комплексы с коротким и длинным оружием.
Бацзи цюань имеет в основе шесть больших разжатий лю да кай и восемь больших приемов ба да чжао как главное содержание. Как ядро техники лю да кай является методом вскрытия обороны противника и включает в себя шесть специальных методов. В качестве опыта ударной техники у занимающихся бацзи цюань является лю да кай и ба да чжао, обладающие разительной практической ценностью.
Малый каркас бацзи сяо цзя является фундаментальным комплексом. Действий не много, структура строгая и осторожная от действий достигают силы цзинь ли, которой занимающиеся бацзи цюань уделяют много времени. Бацзи цюань может иметь как отдельные методы тренировки так и в паре. Бацзи цюань в системе тунбэй изменил в себе первоначальный недостаток проистекавший от прохождения силы цзинь через жесткость, которая приводила к застою в преобразовании (изменении). Тем самым приобрела новый облик. Бацзи цюань имеет свои специфические преимущества. Практика подтверждает, что пройдя через тренировку бацзи, возможно очень быстро укрепить природные качества мышц человека, повысить мощь и мастерство, преодолеть поверхностные недостатки основы обычного длинного кулака, вследствие того, что бацзи очень уделяет должное внимание столбовой работе чжуан гун, где основание в нижних стойках плотное и прочное. Одновременно бацзи уделяет серьезное внимание искусству выпуска силы «сотрясающего и потрясающего штурма, близких ударов, теснения и операния» и накопило
целостные методы тренировки. Эта разновидность взрывного выпуска силы в силах цзинь ли занимает специфически важное место.
Чо цзяо
Другое название стиля – цзю фань юаньян цзяо. История стиля прослеживается с трудом и во многом опирается не на исторические хроники, а на литературное произведение периода конца династии Юань "Речные заводи", в котором упоминается о некоторых техниках стиля. Возможно, он практиковался и в тайных сектах, таких, например, как Тяньли цзяо ("Учение Небесного принципа"). Во время грандиозного восстания тайпинов, организованного тайными обществами в 50-х годах XIX века, основными стилями восставших стали именно фаньцзы и чоцзяо, а после поражения восстания, разбежавшиеся повстанцы стали распространять свое боевое искусство в тайных обществах провинции Хэбэй. Впоследствии, стили чоцзяо и фаньцзыцюань объединились [Цзяньмин ушу цыдянь (Краткий словарь ушу). Харбин, 1986 ]. В технике чоцзяо удары ногами занимают главенствующее место – практически каждое передвижение сопровождается ударом ноги. Комплексы, называемые танцзы, делятся на две ветви: "гражданская" (вэнь) и "военная" (у), (возможно, это также связано с иерархией тайного общества). Чоцзяо содержит 9 гражданских и 9 военных комплексов, а также комплексы с длинным и коротким оружием.
Чоцзяо это необычный цветок ушу севера Китая. Чоцзяо имеет очень длинную историю, оно распространялось и развивалось в народной среде и по сравнению с сегодняшними кулачными системами появилось несколько раньше их.
Чоцзяо в настоящее время сохранило в целости технику ног юй хуань бу и юань ян цзяо. Структура этой техники полностью совпадает с изложенным Ши Найанем (в романе «Речные заводи»). Ци Цзигуан, как выдающийся специалист по ушу, чрезвычайно ценил технику ног. Чоцзяо имеет 32 формы гражданской линии, 18 форм отдельных методов образов действий, и комплекс из десяти частей. Чоцзяо благодаря слиянию с тунбэй, изменила изъяны первоначальных ограниченных принадлежностей, то сочетание действий уверток с поворотом и подъемов с перемещениями стали более содержательными по сравнению с изначальными. Вдобавок техника ног туй фа боевого искусства тунбэй вернулась и вошла в чоцзяо, увеличив его содержание. В тренировке техники ног чоцзяо есть система методов распорядка силы, равновесия и скорости. Те, кто тренирует чоцзяо, в соответствии с этими методами длительное время, могут использовать обе ноги одновременно с мягкостью и жесткостью и легко двигаться. В тренировке результативной силы также есть целый ряд традиционного вспомогательного оборудования, чтобы укрепить и повысить силу цзинь ли в технике чоцзяо, скорость и меткость.
Оружие в системе тунбэй
Копье (тунбэй цянфа)
Копье является основным видом оружия в китайских боевых искусствах. Копье в истории китайского оружия, всегда занимало важное место. В связи с этим как и все кулачные школы уделяли важное значение методам копья. Методы копья в боевого искусства тунбэй включают рассеянные приемы (сань чжао), парную работу (дуй чжа) и комплекс с трехчастным содержанием где исток его вышел из "копья шести координаций (лю хэ цян)" времен династии Цин.
Тунбэй лю хэ цян сохранил в целости основные приемы и методы лю хэ цян трех семей и то, что было пересказано кланами Ци и Чэн, унаследовал методы военного использования копья древней эпохи и практическое военное мастерство. В сравнении с другими направлениями лю хэ цян, тунбэй лю хэ цян требует большого наполнения.
Кроме лю хэ цян,тунбэй вобрал в себя "копье иньской руки (инь шоу цян). Методы копья отличаются своеобразием и очень высокой практической ценностью на поле боя.
Меч дао (тунбэй даофа)
Методы меча дао тунбэй имеют две системы – пигуа дао и двуручный шуан шоу дао (также еще называют мяо дао). Кроме того, есть и другие методы дао такие, как "восемнадцать преграждающих мечей дао (ши ба лань дао)", "круговое дао (цюань дао)", восемь шагов непрерывного наступления с дао в руке (пяо яо дао)", "сломанное острие дао (по фэн дао)" и "дао шести координаций (лю хэ дао)".
Пигуа дао является исконным методом меча дао школы тунбэй и в существующей передаче имеет два комплекса. Сила цзин ли пигуа дао полностью исходит из кулачной техники пигуа. Техника методов китайского меча дао в применении отличается от национальных особенностей европейского искусства прямого меча и японского искусства меча дао. Двуручный меч шуан шоу дао боевого искусства тунбэй продолжил традиции методов меча дао клана Чэн и в целости сохранил подлинное обличие "Сборника методов одинарного меча дао (дань дао фа сюань)". В настоящее время двуручный меч дао (шуан шоу дао) имеет две линии. Первая линия (тао лу) строго придерживается (фиксированных) форм, а главным второй линии являются практические приемы двуручного меча дао.
Меч цзянь (тунбэй цзянь фа)
Меч цзянь включает в себя два комплекса – "большой меч (тун бэй да цзянь)" и "малый меч (тун бэй сяо цзянь)". Меч цзянь входит в состав короткого оружия, и в истории китайского оружия имел большое значение. Период полного расцвета был во время эпох Чуньцу (722-481) и Чжаньго (403-221 до н. э.) После династий Цинь и Хань начался упадок, и постепенно меч цзянь был вытеснен мечем дао. Тунбэй сяо цзянь еще называют "меч – атласного халата (ти пао цзянь)", его дух схож с сюань хуа цзянь, лишь масштаб размаха уступает обширности большого меча цзянь. Как основу меч цзянь тунбэй использует силы тунбэй цзинь.
Методы шеста тунбэй (тун бэй гунь фа)
Методы шеста тунбэй (тун бэй гунь фа) подразделяются на два вида – длинный и короткий. Гунь ещё подразделяют на два вида. Один вид это, так называемый «шест вровень с бровями (ци мэй гунь )», другой, по сравнению с ци мэй гунь, чуть длиннее, чуть выше человеческого роста, который называют «ветка (тяо цзы )», а в эпоху Мин называли «шест обмотанной ветки (чань тяо гунь)». Использование гунь в армейских записях и в исторических книгах было обычным делом, однако гунь по отношению к такому оружию, как меч-дао и копье имел отличия, так как он возник и развивался в основном не в армейской, а в народной среде.
Искусство шеста тунбэй (тун бэй гунь шу) использует направление «шест (подобный) ветряной мельнице (фэн мо гунь)» как основу и в последнее время ещё впитало в себя содержание нескольких техник шеста Северо-запада (си бэй), сформировав новую систему. Фэн мо гунь первоначально называли, пятьдесят пять рисунков (у ши у ту). Осенью 1925 года нашей эры (14 год республики). Основатели Ма Фэнту и единоутробный младший брат Инту создали и сформировали в резиденции Кайфэнфу провинции Хэнань сборник отборного и непревзойдённого искусства известных техник копья и шеста двух наставников, методы копья 13 семей. В итоге сформировали и создали 55 форм, в которых использовали как главное такие методы как, методы копья шести координаций (лю хэ цян фа), методы копья иньского хвата (инь ба цян фа), методы копья мёртвого хвата (сы ба цян фа), методы запечатывающего копья (фэн цян фа), и др. После формирования и составления Ма Фэнту обучил Ма Инту. В 1927 году (16 год республики) Инту также собрал лакуны (пустоты) 88 форм шеста Юнь Мосяна как три образа действия (сань ши) названные как шест ветряной мельницы (фэн мо гунь), упомянутые отборные методы шеста, собранные Юнем (云) методы копья и создал высшую степень метода шеста. Копьё и шест взаимно дополняют друг друга, используя копьё как хребет, а шест как каналы (сосуды), таящие в себе много требуемых методов копья. Эта разновидность формы в основном сохраняет те особенности искусства шеста, которые оставили люди таких кланов как Ци (戚) и Чэн (程), которые совпадают с сутью метода шеста «десять ударов уступают одному проникающему (ши да бу жу и чжа 十打不如一扎)».
Богатство содержания искусства техники шеста Северо-западного района (си бэй 西北) внутри страны является единственным в своём роде. Его преимуществами являются подвижные методы хвата, много изменений оконечности (шеста) и хитроумная структура. Тунбэй использует некоторые относительно хорошо сформированные комплексы шеста Северо-запада (си бэй гунь 西北棍) как оригиналы. Посредством тщательного отбора всего самого лучшего, перестройки и отливания были созданы серии новых комплексов. Эти новые комплексы имеют силу цзинь ли тунбэй и внешний облик шеста Северо-запада (си бэй гунь 西北棍), которые создали часть содержания искусства шеста оружейной техники тунбэй цюань.
Тунбэй бяньгань использует в основном ши ба ба гунь, кроме того есть дуань гунь и ещё ба гунь тоу дуань гунь. Эти все короткие палки бывают одинарными, двойными и используются отчаянно и храбро.
Бяньгань Северо-запада (си бэй бянь гань 西北鞭杆) является в сообществе улиня редким и удивительным типом оружия и, более того он искусен в применении сил цзинь и базовых методов для рук.
Тунбэй гунь фа получил бянь гань устранив неприятные недостатки в методах перемещения и в разноцветности структуры, через приведение в порядок и объединение принадлежащего старшему поколению, сформировало базовые методы упражнений как «пять инь (у инь)», «семь рук (ци шоу)», «тринадцать методов (ши сань фа)», «обмотать море с 18 ударами (чань хай ши ба да)» и базовые формы приёмов (чжао ши). В комплексах используют три комплекса – «качающаяся рука (дяо шоу)», «жёлтый дракон (хуан лун)» и «обмотать море (чань хай)», как самые красивые по содержанию.
Прочие виды оружия тунбэй (тун бэй ци та ци се)
Оружие тунбэй кроме выше перечисленных – копья, меча-дао, меча-цзянь и шеста, боевое искусство тунбэй ещё имеет один вид особого оружия называемый «заградить дверь и сломать (лань мэнь цзюэ)», оно является разновидностью парного оружия.
В прочих видах оружия тунбэй ещё есть алебарда (да дао), крюкообразный серп (гоу лянь), шест из верхушки (шао цзы гунь), меч-цзянь с двумя крюками (цзянь тоу шуан гоу), парные мечи-дао десяти тысяч побед (вань шэн шуан дао), трёхзвенный цеп тунбэй (тун бэй сань цзе гунь), большой шест (да гань цзы), двуручный трезубец (шуан шоу цзи) и другие.
В начале войны, против агрессоров Ма Фэнту сформировал учебный курс по искусству рукопашного боя, в содержании которого были техники: сломанные остриё восьми мечей-дао (по фэн ба дао), сломанные остриё восьми копей (по фэн ба цян), по фэн ба цян использовался в войсках применяя шаг со смертельным уколом копья, что также называли как рубка и уколы восьми копий (пи цы ба цян). Эти разновидности меча-дао и копья могли тренироваться соло и в паре, где каждая форма приёма проводится с очень большой силой отчаянно и храбро.
Важнейшим источником по истории тунбэй является трактат времен динасии Мин (1368 – 1644 гг.) "Новая книга о заслугах [в воинском деле]" полководца и мастера боевых искусств Ци Цзигуана. В нём, знаменитый военноначальник упоминал наименования ряда, входящих в это направление стилей (хотя в написании их использовались другие иероглифы, однако одинаково произносившиеся (омофоны)). [Ци Цзигуан. Цзи Сяо синь шу. Новая книга о заслугах [в воинском деле] Сост. Ма Минда. Пекин, 1988]. Названия и техника выполнения некоторых приемов в тунбэй осталась такими же, какими они и были в "32 формах кулачного искусства" Ци Цзигуана.
В основу системы тунбэй цюань вошли такие стили, как:
- "Кулак восьми пределов" (бацзи цюань) ;
- "Рубящий кулак" (пигуа цюань);
- "Крутящийся кулак" (фаньцзы цюань);
- "Пробивающая стопа" (чоцзяо), а также элементы стилей "Кулак богомола" (танлан цюань) и тай цзу цюань. Все эти стили имеют глубокие исторические корни, и могут практиковаться как самостоятельные направления.
Некоторые ученые считают, что основателем системы тунбэй цюань был известный мастер Бо Вэньсюэ, который был хорошо знаком со стилями пигуа цюань и бацзи цюань.
Он служил чиновником в уезде Яньшань. [Кан Гэу. (Чжунго ушу шиюн дацюань) Пекин, 1995]. Бо воспитал целую плеяду "боевых талантов". Среди них знаменитые Сяо Хуачэн и Ли Юньбяо. У последнего учился Хуан Линьбяо, передавший впоследствии своё искусство двум братьям из семьи Ма, которые много сделали для популяризации и распространения этого искусства.
Бо Вэньсюэ сформулировал основной принцип преподаваемой им системы : "Когда всепронизывающий дух достигает изменений, то тысячи методов подготовки сходятся к единому". [Маслов А.А. Традиции и тайны китайского Тунбэй - одно из направлений в традиционном УШУ. Тунбэй включает в себя четыре стиля: пигуа цюань, бацзи цюань, фаньцзы цюань, чоцзяо, которые различаются по способам использования силы, скорости, выполнения техник, динамики передвижений и дистанции боя. Изучение каждого из этих стилей в итоге даёт уникальные возможности в плане ведения реальных боевых действий. Показательно, что один из известных мастеров этого направления в 1953 году Ма Сяньда стал абсолютным призером в соревнованиях по контактному бою с длинным, коротким видами оружия и рукопашному бою.УШУ. Москва, 2000. ]. Возможно, благодаря этому принципу единства стиль и стал называться "Кулак комплексной подготовки" или "Кулак сквозной подготовки". Бо Вэньсюэ, возможно, был связан с культурой закрытых религиозных сект, поэтому широкой пропаганды своих идей он не вел, а общался лишь с ближайшими учениками, в частности с Ли Юньбяо, ставшим вскоре патриархом стиля, а возможно главой религиозной секты, основой которой был тунбэй цюань. Полное написание названия системы запрещалось показывать кому-либо, кроме посвященных. Большинству проходящих обучение система была известна под названиями "Кулак проникающих рук" (тунби цюань) или омофон исконного наименования "Кулак ударов через спину" (тунбэй цюань). Смысл заключался в том, что стиль тунби цюань действительно преподавался в тех же районах, вполне открыто, был весьма популярен и непосвященный легко путал с общеизвестными стилями. Хотя стили сильно различались, их базовая подготовка содержала много общего. Поэтому большинство дилетантов "подмены" не замечали.
Несомненная заслуга в развитии системы принадлежит братьям Ма Фэнту (1888 – 1973 гг.) и Ма Инту (1898 – 1956 гг.) – мусульманам из провинции Хэбэй уезда Цайсянь. Они начали обучаться пигуа и бацзи ещё у своего отца и дяди (со стороны матери). В дальнейшем, продолжили обучение у мастера Хуан Линьбяо от которого узнали о тайном тунбэй цюань [Цанчжоу ушу чжи: Обзор Цанчжоуского ушу / Отв. редактор Чан Чэньгуан. Цанчжоу. 1991 г. ]. У него же Ма изучили люхэцян ("Копьё шести соответствий"), мяо дао и многое другое.
В 1912 году, приехав на северо-восток, у мастера Хао Минцзю обучились фаньцзы цюань и чо цзяо, введя в них тунбэй цзин (основные силы в тунбэй). Они сформировали единую систему, неизменно дошедшую до сегодняшнего дня. Ма Фэнту был образованным человеком своего времени. В 1909 году он поступил в Бэйянское высшее педагогическое училище (г. Тяньцзинь). Через год Ма Фэнту присоединился к одной из местных ячеек Объединенного Союза – Тунмэнхуэй, созданным революционным демократом Сунь Ятсеном. В 1911 года было создано Китайское общество бойцов (Чжунхуа у шихуэй). Ма Фэнту занял в нём должность заместителя председателя, а также главного тренера.
В 1920 году Ма Фэнту вместе с братом Ма Инту вступил в армию генерала Фэн Юйсяна, который был известным покровителем боевых искусств. Ма Фэнту занимал ряд административных должностей на Северо-Западе Китая, когда туда вступила армия Фэн Юйсяна, а в 1933 – 1935 гг. работал заместителем директора сразу двух учебных заведений – Академии ушу в провинции Ганьсу и Академии национального искусства провинции Цинхай. Ма Фэнту явился одним из серьезных исследователей истории и теории ушу, соединив в одной системе стиль длинных ударов пигуа цюань и школу коротких атак бацзи цюань, стиль работы ногами чо цзяо и построенный, в основном, на действиях руками фаньцзы цюань. Он реформировал и укрепил переданное ему искусство тунбэй цюань.
Семья Ма остается одним из крупнейших кланов "истинного ушу" в Китае. Четверо сыновей Ма Фэнту: Ма Инда, Ма Сяньда, Ма Линда, Ма Минда являются признанными мастерами ушу в Китае [Чжун хуа ушу. Пекин. 1989 N4]. Ма Сяньда был вице-президентом Всекитайское федерации ушу, а в 1953 году стал абсолютным чемпионом Китая по контактным поединкам и бою коротким и длинным оружием. Его младший брат Ма Минда – профессор истории Ханчжоуского университета.
Тунбэй цюань фактически превратился в их семейную школу, поэтому его сегодня именуют "Боевое искусство клана Ма" (маши уи), или "Кулак семьи Ма" (мацзя цюань).
Перевод Малахов В.В.
В Брянске школа Ушу Тунбей появилась недавно. В нашем городе его развитием занимается Виталий Аракелов, который тесно сотрудничает с организацией "Московский Клуб УШУ". Неоднократно проходил семинары у грандмастера КНР Лю Цзуньгана. Имеет сертификат по международному судейству ушу-таолу. В течении пяти лет работал инструктором на летних спортивных сборах "Московского Клуба Ушу", а также принимал участие в судействе международного турнира по Ушу "ELEONORA OPEN WUSHU CUP" в Санкт-Петербурге.
По всем вопросам можно обратиться по телефону – 8-915-530-52-15 Аракелов Виталий.