Филиал Российского Союза боевых искусств Брянской области поддержал идею Н.В. Бурбыги, Президента филиала, главного федерального инспектора в Брянской области – строительство памятника Илье Муромцу в г. Брянске.
Для воплощения идеи в реальность филиалом Российского Союза боевых искусств Брянской области создан фонд памятника, открыт счет. Начат первый этап строительства, надеемся, что к осени следующего года монумент будет поставлен.
В мастерской скульптора Александра Ромашевского уже вполне зримо предстает будущий памятник русскому богатырю. Вопросов может возникнуть множество. Почему именно Илья Муромец? Почему именно в Брянске? Почему именно теперь? И вообще нужен ли еще один памятник еще одному воину в городе боевой славы, где почти все значимые монументы посвящены воинским подвигам?
Ответов тоже множество – во всяком случае, у зачинщика этой идеи, главного федерального инспектора в Брянской области, президента филиала Российского Союза боевых искусств Брянской области Николая Бурбыги, и зажегшегося его идеей скульптора.
Нельзя не согласиться с ними, что из всех былинных и сказочных героев Илья Муромец, пожалуй, единственный, кого знают на Руси все от мала до велика. И которого чуть ли не ежедневно поминают в обиходе – как, впрочем, и его вечного противника Соловья-разбойника. Чем-то особенно близок русской душе и русскому сознанию богатырь, очнувшийся от долгой болезни в час, когда понадобилось защитить родную землю от опостылевшей злой силы, не дававшей никому проходу.
Сила эта злая поселилась как раз на дороге, ведшей к городу Киеву, матери всех русских городов. На пол пути от Мурома. То есть как раз где-то возле нынешнего Брянска – или, если уж быть придирчивым, возле Карачева (у того ли села Карачарова?).
Так что если даже смириться с тем, что Илья Муромец не из наших краев выходец, то уж всяко главная битва его с врагом произошла на нашей земле, где речку Смородинку усмотрели краеведы, и дубы подходящие растут, и злыдней всяких в брянских лесах всегда хватало… Впрочем, как и доблестных воинов.
- Брянск скоро будет отмечать 1025-летие, – напоминает Николай Владимирович Бурбыга. – Древний город с интереснейшей историей, большими традициями. А вот памятников здесь очень мало.
В какой-нибудь другой небольшой город приедешь – дух захватывает. А у нас…
Конечно, времена теперь трудные, денег в бюджете нет. Поэтому мы решили привлечь спонсоров. И они нашлись. Бросили клич по скульпторам. Откликнулись многие – из Москвы, из Владимира, некоторые даже привезли свои предложения. Но проконсультировавшись у видных специалистов в Академии художеств, в Международной академии культуры и искусства, остановили выбор на брянском скульпторе Александре Ромашевском.
Создан Фонд памятника, открыт счет, который будет абсолютно прозрачным. Надеемся. что к осени следующего года монумент будет поставлен. Место для него нашли, модно сказать, с видом на Карачев: за мостом (между прочим, если не ошибаюсь, который назывался Чертовым мостом), на въезде из Советского района в Фокинский.
Александр Ромашевский утверждает в Брянске как ведущий скульптор, нашедший свое видение мира и свой стиль в монументальном искусстве. Он автор многих памятников, выделяющихся из ряда банальных изображений глубоким прочтением судеб выдающихся деятелей – замечательного промышленника Льва Шешминцева, стоявшего у истоков цементного производства в Фокино, писателя Петра Проскурина, бывшего много лет директором Брянского химического завода Вано Мейпариани, превратившего Сельцо в цветущий город.
И конечно, многие годы Ромашевский отдал увековечению памяти героев Великой Отечественной – их бронзовые портреты установлены в Карачеве, Сураже, в Брянске обращает на себя внимание монумент советскому солдату…
Получается, Александр Ромашевский, как никто другой из брянских монументалистов, оказался сегодня готов к новому осмыслению исторических судеб русского воинства.
О будущем памятнике скульптор не хочет пока распространяться – и это понятно. Работая над ним, он стремится глубоко проникнуть в исторический материал. И кто-то с его помощью мог бы уяснить для себя, что Илья Муромец был вполне реальной, хотя и мифологизированной, фигурой. Что он на самом деле был богатырь – рост 175 см по старым временам считался гигантским. Портрет его восстановил антрополог Герасимов по останкам, хранящимся в Киево-Печерской лавре. У богатыря кисть руки пробита копьем – не легкой была служба киевскому князю.
Илья Муромец представляется старым казаком, а умер, как выясняется молодым.
О Соловье-разбойнике модно догадываться, что он был азиатского роду. И явно больше, чем победитель жестокой схватки, тянет на обобщенный образ.
Но в любом случае, было бы более убедительно, чтобы он предстал тоже сильным и ловким – иначе чего бы стоила победа русского богатыря.
По крупному счету, схватка между двумя богатырями означает большее. Это поединок между Добром и Злом.
В сказке обычно побеждает Добро.
Но и в жизни так должно быть.