РСБИ Брянск РСБИ Брянск РСБИ Брянск РСБИ Брянск РСБИ Брянск
Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает
Чжуан-цзы
Дмитрий Иванов: «Рукопашный бой — не догматичный, развивающийся вид»
Дмитрий Иванов: «Рукопашный бой — не догматичный, развивающийся вид»

 

О том, как рукопашный бой из закрытого вида для представителей правоохранительных структур стал общедоступным и массовым и какова в этом роль Брянска, рассказал президент федерации рукопашного боя Брянской области Дмитрий Иванов. Помимо этого Дмитрий Эдуардович рассказал о том, чем увлекался в детстве, почему девушки так любят рукопашный бой и поделился своей сокровенной мечтой.

— Федерация рукопашного боя, которую вы возглавляете существует с 1990 года, но в спорте вы не с этого момента, ведь так?
— Конечно. Первая грамота получена мною на соревнованиях по спортивной гимнастике. Потом был бокс, потом борьба — у Отара Михайловича Кацанашвили школа была по улице Институтской, дом 3. Первый мой тренер был Ремизов, старший товарищ, с которого мы все брали пример — Елисеев Александр Николаевич. В то время он уже был победителем первенства СССР среди молодежи, мастером спорта СССР. Для нас это был кумир, такая величина, настоящий мастер спорта! Конечно, мы все ходили на него смотреть. Кроме этого был еще спортивный туризм. Занимался я и легкой атлетикой у Людмилы Ивановны Самотесовой, фехтованием.
Но дело все в чем, я сказал, что ходил заниматься на улицу Институтскую, дом 3, а я всю жизнь прожил на улице Институтской, дом 5. Поэтому мы постоянно ходили то в манеж, то в клуб, у нас постоянно менялись пристрастия, но все свое свободное время мы отдавали спорту. Можно сказать, что не было ни одной секции в манеже, где я бы не занимался.

— Но больше все же единоборствами увлекались?
— Сложилось так, что тянуло больше к единоборствам. Были бокс и борьба, но бокс потом перетянул. Когда я стал старшеклассником, более серьезно занимался боксом, выступал даже на ЦС «Буревестник».
Тогда мы впервые стали что-то такое делать, связанное с каратэ. Был у нас Гера Пищулин, мы с ним учились в одной школе в параллельных классах, у него во дворе стояли всевозможные диковинные тренажеры, он уже тогда крутил нунчаку — то есть то, что он сейчас мастерски делает он начал постигать еще в седьмом классе. Он нам помогал доставать книги, мы ими обменивались. Мои самые первые учебники по каратэ были просто сфотографированные фотоаппаратом страницы, сами переводили с английского… Потому что информации не было, не было Интернета, а по телевизору ничего такого не показывали.
Уже в армии, когда проходил срочную службу в Севастополе, я познакомился с киевлянами, которые имели определенные навыки в этом виде, и у меня была возможность в те годы заниматься каратэ с ними. Может учителями они и не были, но удары ногами, например, для меня боксера было просто открытие. Как к ним надо готовиться, как надо бить — всему этому меня учили.

— А занятия каратэ в те годы еще не были запрещены?
— После армии, когда я работал на заводе «Кремний», я был командиром комсомольского оперативного отряда. В то время уже действовал запрет на занятия каратэ, но так как мы действительно, реально занимались охраной общественного порядка, нам разрешали заниматься в заводском доме спорта «Вымпел». Мы сопровождали милиционеров на все значимые мероприятия в городе. Например, на Пасху дежурили на территории церкви, дежурили по ночам в 311-м квартале — самый хулиганский квартал был, тогда начали появляться наркоманы, мы ходили их вылавливали, дежурили в гаражах, потому что появились взломы, отлавливали пьяных, приводили их в опорный пункт милиции, охраняли заводской лагерь «Юность».

— Когда появился рукопашный бой?
— Может отчасти повлиял появившийся тогда фильм «Пираты ХХ века». Но я пришел к такой мысли, что то, что мы делаем не совсем профессионально и квалифицированно. И я познакомился с Тадэушем Рафаэловичем Касьяновым, который в этом фильме сыграл боцмана, в тот период времени он возглавлял Всесоюзную федерацию рукопашного боя и традиционного каратэ. Мы стали общаться, нас из Брянска стали приглашать на семинары, стали выезжать на соревнования. И таким образом в Брянске появилась федерация рукопашного боя. Если быть точным, она называлась Брянское областное отделение Всесоюзной федерации рукопашного боя и традиционного каратэ. И только у нас эта работа наладилась, в Союз стали приезжать иностранные специалисты, как грянул развал СССР, все сломалось, нарушилось и на какое-то время наша работа приостановилась.
В какой-то период я увлекся окинавским каратэ, дошел до второго дана, черный пояс. Мы проводили соревнования, была возможность тренироваться у очень знаменитых учителей, и в Кремле мне приходилось тренироваться, когда туда приглашали специалистов вместе с федеральной службой охраны — было очень интересно. Но так сложилось, что в один из семинаров на Петровке, 36, где находится Динамовский центр рукопашного боя, проходил семинар по каратэ и там я познакомился с Харитоновым Валерием Ивановичем, который возглавлял федерацию рукопашного боя правоохранительных органов России. Когда я посмотрел на тот рукопашный бой, который был скрыт от всеобщего внимания, он меня очень заинтересовал и понравился – я понял, что это похоже на то, чем я занимался и на то, чем бы хотел. Мы стали сотрудничать.
Но федерация тогда находилась в таком состоянии, когда от ведомственного вида все хотели перейти к всероссийскому, то есть чтобы им занимались не только представители правоохранительных органов, но и все граждане, чтобы были отделения в спортивных школах.
Кстати, в этом помог случай. В 1998 году в манеже проводился первый легкоатлетический турнир памяти Вячеслава Самотесова и я был приглашен в качестве гостя и здесь же был президент федерации легкой атлетики Валентин Балахничев, на тот период времени он был заместителем министра спорта. Я рассказал о проблеме рукопашного боя, мы поговорили. Валентин Васильевич дал свою визитку и посоветовал приехать в Москву и доказать, что этот вид спорта нужен. Я рассказал об этой встрече Валерию Ивановичу Харитонову, мы подумали как сделать обоснование того, чтобы наш вид сделали доступным для массовых занятий. Написали, созвонились и нас приняли, причем приняли хорошо и мы смогли убедить чиновников в своей правоте. После этого рукопашный бой из ведомственного вида спорта стал всероссийским.
В федерации почетный знак, называется «Почетный член федерации рукопашного боя», он изготавливается в Костроме из чистого золота. Вот у меня этот почетный знак за номером четыре за то, что я помог сделать рукопашный бой всероссийским видом спорта.
После этого наш вид попал в единую всероссийскую классификацию, стали появляться отделения в спортивных школах, проводить первенства среди юношей, юниоров, на сегодняшний день в календаре рукопашного боя 49 стартов всероссийских.
Федерация стала развиваться и на местном уровне: стали открываться отделения в спортшколе, потом мы начали брать на себя проведение соревнований. В 1999 году первенство страны среди юношей провели, в 2000-м — Кубок страны… На сегодняшний день Брянская федерация провела все соревнования, которые только можно, осталось только международные какие-нибудь взять. Проявились люди в районах в Жуковке, Унече, Жирятино, причем там открыты отделения при спортивных школах.

— Рукопашный бой, по сути включает в себя элементы бокса, борьбы, каратэ — те виды, которыми вы начали заниматься с детства?
— Действительно. Но в этом ничего сложного нет. Если соперник превосходит тебя в скорости, можно попытаться одолеть его с помощью силы, если превосходит в силе, можно попробовать исхитрится и ударить его в уязвимое место. То есть рукопашный бой — это комплекс всевозможных технических навыков, который позволяет человеку выбирать из всего многообразия. Кто-то выбирает ударную технику, кто-то борьбу, а другие — комплекс.
Я являюсь вице-президентом федерации рукопашного боя России и напрямую общаюсь с президентом. Мы с ним постоянно спорим, стараясь привнести что-то новое. Мне очень хочется, чтобы рукопашный бой был стабилен, но в то же время постоянно развивался. В наш век спрятать какую-то технику невозможно, идет постоянный обмен информацией и тот, кто ищет — тот всегда находит. Учитывать опыт предков нужно, но говорить, что это панацея от всего — глупо. Даже взять, например, самую капоэйру — она необычна, интересна. Я с удовольствием смотрел показательные соревнования по этому виду спорта. Не сказал бы, что она мне очень нравится, но отдельные элементы я возьму на заметку однозначно. Потому что если их переложить на рукопашный бой, можно сделать очень интересные домашние заготовки. Это очень важно. Поэтому я считаю, что рукопашный бой — не догматичный, развивающийся вид.

— Многие восточные виды единоборств несут свою философию, а рукопашный бой?
— Японцы говорят, что лучший бой это тот, который ты не проводил, это действительно так и многие виды, например, окинавское кобудо несут в себе философскую нагрузку. Рукопашный бой как истинно русский вид там естественно этого ничего нет, и лукавить тут не стоит. Но работа нашей всероссийской федерации рукопашного боя насквозь пропитана духом патриотизма, духом служения отечеству. И цель занятий рукопашным борем это воспитание молодого поколения, которое будет способно защитить Родину. То есть воспитание воина, воспитание защитника — вот и вся философия. А дальше мы смотрим, что должен уметь воин — стойко переносить тяготы и лишения службы — это в уставе записано. Уметь терпеть, обладать выдержкой, ничего нового я здесь не скажу, можно просто взять за основу подготовку русского воина, бойца. Вот и вся философия рукопашного боя.
Я не думаю, что рукопашным боем можно заниматься всю жизнь как спортсмену, а вот восточным единоборством можно заниматься всю жизнь и при этом не обязательно быть спортсменом. Этим, наверное, и отличаются эти единоборства. В рукопашном бое мышление другое, более рациональное.

— С какого возраста к вам в секции приходят заниматься девочки и мальчики?
— Вообще во все единоборства берут с десяти лет. Есть спортивно-оздоровительные группы, в которые можно брать с шести лет, но начальная подготовка начинается с десяти лет. Из моего опыта лучше, когда ребенок с шести лет позанимается либо спортивной гимнастикой, либо акробатикой, либо спортивными танцами. А вот когда ему исполнится лет 9-10 и он скажет, что хочет заниматься рукопашным боем и попадет к нам — для нас это находка. У такого ребенка есть культура движений, для него легко дается основы страховки, кувырочки, ходить, держать спинку его всему научили.

— Откуда такое рвение у девушек к вашему виду?
— Вообще с точки зрения тренировок, девушки более прилежны, для них пропустить тренировку — достаточно сложно. Ребята же могут пойти на дискотеку ночью и на следующий день на тренировку не придут, но это не причина для пропуска тренировок. Девчонки, как правило, активно выступают до 20-22 лет, потом материнский инстинкт берет свое, и если человек нормальный, то он будет заниматься созданием семьи, а не заниматься мордобоем, для женщин это противоестественно. А вот до этого возраста у них какой-то азарт, дух соперничества.
У меня есть девочки, например Наташа Царькова — человек, который заканчивает два вуза, живет в общежитии, и при этом она не пропускает ни одной тренировки. Она мастер спорта, но у нее есть духовное содержание, наполнение, с ней можно говорить на любые темы, кроме рукопашного боя (о рукопашном бое — естественно). И это правильно, человек не должен развиваться однобоко. Я ее спрашиваю, как она все успевает, она отвечает, что ей все это нравится. В позапрошлом году был чемпионат страны в Петербурге — она бьется за выход в финал с девочкой из Ставрополя (там ставропольские казачки тоже крепкие спортсменки) и соперница попадает Наташе в нос, пошла кровь, врач оказывает ей помощь. Я тоже подошел, говорю, Наташа, все нормально, повнимательнее. А она возмущается: она мне по носу попала, да я ее сейчас порву. И действительно, буквально выбегает на ковер, хватает соперницу в охапку, валит и делает болевой прием — на все про все пятнадцать секунд. Вот такой азарт, жажда быть первой.

— А есть ли у вас мечта?
— У меня мечта — создание школы. Как здания, чтобы это был спортивный храм, в который можно было войти, чтобы там была соответствующая атмосфера: только ты и боевое искусство. У меня есть наметки, и я не хочу сказать, что эта мечта неосуществима. Осуществима, и мы ее осуществим. Не так быстро, но осуществим однозначно, пусть это не будет большой зал.
Я не хочу сказать, что нашей федерации не помогают. Помогают. Что касается официальных структур, которые руководят спортом — хоть районный, хоть городской, хоть областной — все помогают. Период, когда мы доказывали свою необходимость и состоятельность — уже прошел.
Период становления уже закончился. Сейчас у нас период серьезной работы, цели которой массовость, воспитание молодого поколения и спортивные победы. И мы стараемся по этим направлениям работать и в рукопашном бое мы каждый год два-три мастера спорта подготавливаем. Я считаю, для нас это очень хорошо и очень важно.





                                               

 

    

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

     

Зал Славы
Фотогалереи

В Брянске прошел II Всероссийский военно-спортивный форум «Пересвет» 06.02.2020 Совещание филиала РСБИ 18.12.19 Подведение итогов-2019
30.11.19 ЮИБИ-2019 23.09.19 XII юношеские игры боевых искусств в Анапе 01.05.2019 «Эстафета Побед»
Календарь событий


Май 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15